Защита лиц, оказывающих первую помощь в международном и армянском законодательствах
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) призывает всех стран во всем мире на законодательном уровне закрепить принцип освобождения от юридической ответственности лиц, оказывающих первую помощь, в случае причинения вреда жизни или здоровью. Внедрение этого принципа в армянское законодательство служит важным мотивирующим фактором к оказанию первой помощи.
В законодательстве большинства развитых стран, как с англосаксонской, так и с романо-германской правовой системой содержатся правовые нормы, освобождающие лиц от юридической ответственности в случае причинения вреда жизни или здоровью пострадавшего, однако при соблюдении ряда условий, которые устанавливаются в законодательстве разных стран.
Эти нормы изданы с целью стимулирования общественности к оказанию помощи пострадавшим в полном объеме.
В первую очередь, рассмотрим данный вопрос на уровне международного законодательства, в частности остановимся из англосаксонской правовой системы на США и Австралии, а из романо-германской – Германии и Австрии.
Итак, в США Общее право не устанавливает обязанность для граждан оказывать первую помощь. Граждане исключительно на добровольной основе оказывают помощь пострадавшим.
Лишь в определенных случаях лица несут юридическую ответственность за неоказание первой помощи пострадавшему.
В случае, если пострадавший и очевидец находятся в специальных отношениях. Например, если на работе произошел несчастный случай, то работодатель обязан оказать помощь своему работнику.
Закон возлагает на человека обязанность оказывать первую помощь в том случае, если это лицо своим деянием создало такую ситуацию, что другой человек попал в опасное состояние. В качестве примера приведем водителя автомобиля, который умудрился наехать на пешехода.
К тому же некоторые граждане в силу своей профессии обязаны оказывать первую помощь. Это касается, в частности, полицейских, медицинских работников, пожарных.
В США действует Закон Доброго Самаритянина, который призван обеспечивать защиту лиц от юридической ответственности за убытки, возникшие в результате чрезвычайной ситуации, когда лицо по факту не было обязано оказывать первую помощь, но на добровольной основе оказал.
Что касается Австралии, то все штаты в той или иной форме приняли нормы, утверждающие принцип «доброго самаритянина».
Согласно Гражданскому Закону Австралии «О причинении вреда», лицо, которое причинило вред жизни/здоровью потерпевшего в результате оказания первой помощи, освобождается от ответственности при условии, что оно действовало, во-первых, честно, а, во-вторых, без допущения крайней небрежности.
Германия и Австрия относятся к странам романо-германской правовой семьи, и потому в их законодательстве содержится правовая норма о «крайней необходимости», которая направлена на защиту лиц от юридической ответственности в случае неумышленного причинения вреда жизни или здоровью в процессе оказания первой помощи.
Теперь остановимся на законодательстве Республики Армения.
В Республике Армения прямо нормы об освобождении лица от юридической ответственности в случае причинения вреда жизни и здоровью в процессе оказания первой помощи не закреплены армянским Законодателем. В то же время в уголовном законодательстве РА имеются такие составы преступлений, как причинение смерти, тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего по неосторожности.
В связи с тем, что все опасаются судебных исков, которые могут возбудить сам пострадавший либо члены его семьи, зачастую потенциальные участники оказания первой помощи ее не оказывают, ведь никто не хочет быть привлеченным к юридической ответственности в случае неумышленного причинения вреда жизни или здоровью пострадавшего. Данное обстоятельство является одной из причин крайне редкого оказания потенциальными участниками первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Республике Армения.
Армянскому праву также известно понятие о крайней необходимости. Причем нормы статьи 44 Уголовного Кодекса Республики Армения, закрепляющие крайнюю необходимость в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, аналогичны нормам о крайней необходимости вышеуказанных уголовных кодексов Германии и Австрии.
Согласно части1 статьи 44 УК РА, не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
Действия лица, оказавшего первую помощь, должны соответствовать определённым признакам, чтобы они признавались правомерными, а не общественно-опасными. Иначе говоря, анализирую признаки действий должно быть очевидно, что под влиянием сложившихся обстоятельств лицо должно было оказать первую помощь пострадавшему, т.е. должно быть очевидно, что лицо действовало из благих побуждений.
К признакам правомерности действия армянский законодатель относит:
- Мотив (цель)
- Объект причинения вреда, т.е. то, на что направлено действие
- Своевременность причинения вреда
- Пределы причинения вреда
Стоит отметить, что субъектом крайней необходимости может выступать лишь общий субъект. Под общим субъектом мы имеем в виду лица, на которого законом не возложена обязанность бороться с опасностью.
Субъектом крайней необходимости может оказаться даже очевидец, который совершенно случайно по неволе попал на место проявления опасности.
Армянский законодатель не определил мотив действий, несмотря на то, что его установление имеет важнейшее значение, так как мотив позволяет оценить правомерность действий в совокупности с иными обстоятельствами.
Мотив позволяет определить цель действий лица и, если целью лица является устранение опасности, значит лицо никоим образом невиновно в случившемся. Например, если очевидец увидит опасность, угрожающую жизни потерпевшего в результате ДТП, оно может из-за чувства сострадания завладеть чужим транспортным средством в целях доставления раненого к врачу.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего по неосторожности (неумышленно!) в процессе оказания первой помощи потенциальными участниками, согласно УК РА, не является преступлением и не наказывается.
Установленная армянским Законодателем норма о крайней необходимости призвана способствовать повышению социальной активности армянского общества и обеспечить защищенность граждан в рамках закона по вопросу оказания первой помощи пострадавшим, не опасаясь последующего судебного преследования на территории Республики Армения.
Однако в Армении имеется информационный пробел относительно рассматриваемой нормы, и потому армянское население не информировано о том, что норма о крайней необходимости распространяется также на случаи причинения вреда в процессе оказания первой помощи пострадавшим потенциальными участниками. Об этом минимально информированы даже сотрудники медицинской помощи РА.
В целях устранения данного информационного пробела необходимо включить в комментарии к УК РА разъяснения относительно возможности применения к оказанию первой помощи норм о крайней необходимости и провести широкое информирование об этом армянского общества.
В противном случае у человека может быть двоякая мысль по вопросу стоит ли оказывать первую помощь пострадавшему или нет. Большинство граждан из-за страха быть привлеченным к юридической ответственности в будущем предпочитает остаться в сторонке и не оказывать помощь пострадавшему. К большому сожалению, данная логика никак не может пройти проверку практикой в Армении. Для армянского народа помогать человеку, попавшему в беду – это основной принцип культурно-исторического начала во вступление в какие-либо правоотношения.
При рассматривании нормы о крайней необходимости стоит нам остановится также и на Гражданском Кодексе Республики Армения.
Согласно действующему Гражданскому Кодексу РА, в нынешнее время лицо, причинившее вред жизни или здоровью в процессе оказания первой помощи пострадавшему, может быть привлечено к гражданской ответственности.
При рассмотрении дела судебным органом РА необходимо учитывать все обстоятельства, при которых был причинен вред. С учетом рассматриваемых обстоятельств суд РА может либо возложить обязанность возмещения вреда на третье лицо, в интересах которого действовало лицо, причинившее вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как третьего лица, так и лица, причинившего вред. Поэтому столь важно предоставить в судебный орган РА необходимый пакет документов и базу доказательств относительно рассматриваемого дела.